Под Тамбовом очистные сооружения, введенные в строй всего 11 лет назад за 190 млн рублей, уже сейчас оказались в удручающем состоянии и вместо очистки загрязняют реку Цну, заявляет «Народный фронт», который требует от региональных властей принять срочное решение о капитальном ремонте и реконструкции очистных сооружений. Однако одной Тамбовской областью проблемы не заканчиваются — по оценкам экспертов, до 90% всех подобных сооружений в стране изношены. Для системного решения проблемы, считают они, необходима целевая федеральная программа по модернизации очистных сооружений, а также настройка всей системы ЖКХ. Подробности — в материале «Известий».
Как очистные загрязняют Цну
В селе Бокино (входит в городской округ Тамбова) очистные сооружения на реке Цна ввели в эксплуатацию в 2013 году. Стоимость строительства составила почти 190 млн рублей. Однако большая часть оборудования уже вышла из строя, заявили в «Народном фронте», хотя указанный срок службы составлял 25 лет.
Утверждается, что не работает ни один из этапов очистки: механическая вышла из строя совсем, вода поступает сразу на усреднители и оттуда — в неочищенном виде — на биологическую стадию, которая тоже работает плохо. В итоге загрязненная вода поступает в реку Цну, распространяясь ниже по течению, где находятся, например, пляжи (готовые к купальному сезону, по заявлению администрации города).
Само сооружение тоже в печальном состоянии: ржавеют и проваливаются лестницы, рассыпается крыша, оборудование выходит из строя.
Сопредседатель регионального штаба «Народного фронта» в Тамбовской области Анна Пудовкина сказала «Известиям», что ежегодно в реку поступают более 1 млн недоочищенных бытовых сточных вод — и это может привести к ухудшению качества воды по химическим и санитарным показателям.
— Сейчас река ниже по течению еще справляется с поступающем загрязнением за счет его разбавления, но отдельные ее участки по показателям общего состояния воды можно назвать даже не умеренно загрязненными, а загрязненными, — сказала она.
«Народный фронт» направил обращение в министерство ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, требуя срочно принять решение о капитальном ремонте или реконструкции очистных сооружений.
В администрации Тамбова заявили «Известиям», что в этом году проводились работы по чистке и ремонту двух емкостей усреднителей и четырех емкостей блоков доочистки. Подчеркивается, что «все они являются частью этапов механической очистки».
— В настоящее время очистные сооружения работают в штатном режиме, в соответствии со степенью износа оборудования, — утверждают в администрации. — Кроме того, МУП «Цнинский хозяйственный центр» ведет постоянный мониторинг водоохранной зоны, сточной воды и ее влияния на водный объект. Эти мероприятия направлены на предотвращение загрязнения водных объектов.
Какова ситуация по России
Руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова замечает, что жалобы поступают регулярно из самых разных регионов страны.
— Например, в Смоленской области в деревне Сметанино в 2021 году завершены работы по очистным, которые до сих пор не введены в эксплуатацию. В результате сточные воды попадают в озеро, рядом с которым берется забор для питьевой воды, — рассказала она «Известиям». — В Карелии в поселке Чупа канализация течет прямо в Белое море, хотя в 2021 году были построены новые очистные и даже получено решение на ввод в эксплуатацию. В Сочи рядом с муниципальными пляжами в море впадают канализационные стоки по реке Псахо, а сроки завершения работ по реконструкции очистных затягиваются с 2021 года.
Член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов отмечает, что большинство российских очистных сооружений было построено еще в 60–70-х годах прошлого века и износилось в среднем на 80%, а в некоторых регионах до 90%. Зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган отметил, что всего в стране около 60 тыс. очистных сооружений водопровода, 21 тыс. канализационных насосных станций и 12 тыс. очистных сооружений канализации. Еще около 20% населения страны, говорит Александр Коган, проживают в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений.
Депутат Госдумы Илья Вольфсон указывает, что ежегодно обновляется только 1–2% коммунальной инфраструктуры, хотя ежегодный износ составляет 3%.
Износ очистных сооружений не просто ухудшает состояние воды (сбросы неочищенных стоков способствуют размножению цианобактерий, ведут к гибели рыбы и подводной флоры, отравления людей и т.д.), но и увеличивает затраты на водоподготовку в тех случаях, когда питьевая вода берется из водоемов, говорит Александр Коган.
Ольга Позднякова добавляет, что остается и проблема бесхозных очистных в небольших населенных пунктах — в свое время их никто не принял на баланс. Состояние этих сооружений уже не позволяет их модернизировать.
— Зачастую останки таких очистных не огорожены, высокая трава и кустарники скрывают глубокие ямы, а вокруг стоит зловонный запах, — говорит эксперт. — Но муниципалитеты отказываются принимать их на баланс из-за отсутствия документации, а также средств на их содержание и реконструкцию и часто даже не ставят на учет в Росреестр, потому что после принятия на баланс возникает ответственность за содержание и соответствие новым стандартам очистки воды, которые выше, чем во времена строительства очистных.
Занимаются ли в России модернизацией очистных
Заместитель министра строительства и ЖКХ России Александр Ересько на пленарном заседании Всероссийского водного конгресса рассказал, что сейчас Минстрой ведет работу по строительству и реконструкции объектов очистных сооружений в рамках федеральных проектов «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов». Есть механизмы и в рамках проекта «Инфраструктурное меню».
Сейчас идет формирование нового федерального проекта по модернизации коммунальной инфраструктуры.
«Президент в своем послании уделил внимание этому направление, и у всех на слуху цифра в 4,5 трлн рублей на модернизацию коммунальной инфраструктуры, — сказал он. — Но важно, чтобы все правильно осознали, как подходить к этому проекту: только выделением федеральных средств решить такие задачи абсолютно невозможно. Важно общее участие. Поэтому проект формируется на основании региональных программ, которые направляют нам субъекты. И если говорить про объекты водоотведения, которые нужно включать в проект, то прежде всего это те, которые наносят наибольший загрязняющий эффект для водных объектов».
Александр Ересько добавил, что есть также инициатива, согласно которой в проект должны войти регионы, которые сами заботятся о своих небольших объектах и в рамках собственных программ строят и модернизируют небольшие очистные сооружения объемом до 3 тыс. кубометров в сутки.
«Это огромное количество объектов, которые рассыпаны по всей стране вокруг всех водных объектов. Без наведения порядка там решить задачу глобально не получится, — сказал замминистра строительства. — Понятно, что строительство огромных объектов объемом в 50 тыс. кубометров в сутки и выше субъекты потянуть сами не могут, но такие малые очистные сооружения тоже очень важны».
Илья Вольфсон отмечает, что раньше вопросы решались инвестиционными программами обслуживающих организаций в регионах в рамках утвержденных тарифов — и этого едва хватало, чтобы «латать дыры». В 2019 году благодаря нацпроектам ситуация начала сдвигаться с мертвой точки, но федеральные проекты не распространялись на всю территорию страны. По словам депутата, нынешние 4,5 трлн рублей — это огромные деньги, но и они смогут решить только самые горящие проблемы. Поэтому, считает он, нужно создавать условия для повышения инвестиционной привлекательности системы ЖКХ в целом.
Председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский также указывает на трудности финансирования, но предупреждает: если ничего не делать, то страна придет к «полноценному водному кризису и дефициту питьевой воды». Проблема, конечно, не только в очистных сооружениях, но они вносят весомый вклад.
— Изменить ситуацию может, например, федеральный проект именно в сфере очистных сооружений — субсидирование модернизации с повышением требований к водоочистке может способствовать более активной работе регионов в этом направлении, — считает эксперт. — Также к вопросу можно попытаться привлечь и частный бизнес. Сегодня в стане заключаются концессии в сфере освещения, отопления, однако к водоочистке инвесторы пока привлекаются не так интенсивно.
Смежные проблемы водоочистки
При этом есть и другие сложности, говорит депутат Илья Вольфсон: например, в малых населенных пунктах, где нет централизованной канализации, активно пользуются услугами ассенизаторов — а те нередко сливают содержимое выгребных ям в овраг или ручей, не довозя до очистных. За каждой машиной следить не получается. Александр Коган отмечает при этом, что проблема нарастает, потому что малоэтажное строительство увеличивается именно на территориях, где центральных канализаций нет. Системные решения здесь нужно принимать как можно быстрее, говорит он: например, создавать какие-то локальные очистные сооружения.
В городах, напротив, есть проблемы с ливневой канализацией: дождевые стоки нужно очищать до рыбохозяйственных нормативов, но это ложится на муниципалитеты исключительно как расходное обязательство, потому что никакого тарифа за водоотведение тут не предусматривается, говорит Илья Вольфсон.
— Раньше был тариф, который платили с квадратного метра земельного участка, это было справедливо — все же пользуются городской территорией одинаково: и предприятия, и жители, и соцобъекты, — сказал он. — Поэтому кажется целесообразным вернуть подобную практику.
Председатель комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов подчеркивает, что в жилищно-коммунальном хозяйстве в целом и системе водоотведения в частности очень важно обращать внимание на грамотное управление.
— Система ЖКХ требует перенастройки, это очевидно. Нам необходимо двигаться в сторону создания цивилизованного рынка ЖКХ — а потенциал здесь в сотни миллиардов рублей — с прозрачными правилами игры, когда вложенные инвестиции будут работать эффективно, а построенные на эти средства объекты будут выполнены по проекту и на совесть, — заявил он «Известиям». — Необходимо внедрение практик энергоэффективности, энергосбережения и учета, жесточайшего строительного надзора. Только тогда с учетом повышения качества управления и подготовки кадров мы сможем превратить инфраструктуру ЖКХ в один из драйверов экономики.
С кадрами, к слову, есть проблемы — и это признают в Минстрое. На пленарном заседании Водного конгресса Александр Ересько отметил, что специалистов в системе водоотведения и водоснабжения очень не хватает: когда в рамках федеральных проектов вводят в строй крупные очистные сооружения, квалифицированных работников найти для них очень непросто.
Источник: iz.ru
Нет комментариев